На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым.
ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный стандарт включает в себя требования:
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2012]
[Глава II]
[Статья 10]
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Нормативно-правовая база введения ФГОС Федеральный уровень
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 Об утверждении ФГОС ДО
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7.02.2014 №01-52-22/05-382
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО от 31.12.2013
Нормативно-правовая база региональный уровень
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 14.04.2014 №919 О введении ФГОС ДО на территории НСО
Письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 08.04.2014 №1776-03/25 О направлении Плана действий и Плана мероприятий (дорожная карта) по введению ФГОС ДО на территории НСО
План действий по введению ФГОС ДО на территории НСО
План мероприятий (дорожная карта) по введению ФГОС ДО на территории НСО
Нормативно-правовая база муниципальный уровень
Приказ ГУО мэрии Новосибирска от 26.03.14 г. О введении ФГОС ДО в образовательных учреждениях города Новосибирска
Нормативно-правовая база локальный уровень
Приказ МКДОУ д/с № 395 по внедрению ФГОС ДО
Состав творческой группы МКДОУ д/с № 395
Положение о творческой группе по внедрению ФГОС ДО в МКДОУ д/с № 395
План внедрения ФГОС ДО в МКДОУ д/с № 395 (дорожная карта)
Приказ об изменениях в составе творческой группы по внедрению ФГОС ДО